ВИРТУАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 5


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:38  |

» Меню сайта

» Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

» Наш опрос
Ваше мнение о музее?
Всего ответов: 130

Все начинается с корней. Корни Морсковых – учителей пошли от материнской линии – Ольги Христофоровны.
Родилась она в 1893 году в деревне Беловолжск (Белаевка) Чебоксарского уезда в семье священника Христофора. А род их идет от дворян Котицких. Девичья фамилия моей прабабушки Котицкая. Потомки Котицких живут сейчас в Чебоксарах и приезжали к нам, чтобы посетить могилу Ольги Христофоровны, и тоже интересовались нашей родословной. Она окончила Беловежское церковно-приходское училище и работала учителем начальных классов. Красиво пела, декламировала, вышивала. С моим прадедушкой Никитой Михайловичем они познакомились в Козловке. Родом он из этих мест, 1880 года рождения. Легенда гласит, что фамилия Морсковых происходит от тех людей, которые с Белого моря переправлялись по Волге с целью торговли продуктами рыбного промысла. Некоторые поселились на горном берегу Волги в районе Козловки и стали крестьянами. Происхождение Никиты Михайловича крестьянское. Мой прапрадедушка, с детства привыкший к труду, пахал, сеял, вел хозяйство. Дал сыну образование, по тому времени хорошее, он закончил уездное Чебоксарское училище. Прадедушка был участником Первой Мировой войны и начала Гражданской войны, где был тяжело ранен в руку. Ему сделали операцию, пересадив часть руки от локтя до кисти. Но рука мало действовала, поэтому он был левшой. После окончания войны вернулся домой и женился на Ольге Христофоровне. У него уже была семья и трое детей, но первая жена скончалась, и Ольга Христофоровна вышла замуж за мужчину с тремя детьми. Некоторое время они жили вместе, а потом дети выросли и разъехались. Ольге Христофоровне тогда было 26 лет, а Никите Михайловичу 39 лет. Их повенчали в 1919 году в Козловской церкви тайно, так как советская власть этому препятствовала. Сохранилось свидетельство о браке, данный документ повторный, выписанный для получения паспорта. Почему-то место рождения прабабушки не указано. В новой семье родились еще трое детей: Ольга Никитична, Владимир Никитич, Георгий Никитич.
В 1930 году семья переехала в Лопатино. Ольга Христофоровна работала учительницей, а Никита Михайлович – в адвокатской конторе юрисконсультом. Это было время наступления на безграмотность. Учителя, культармейцы, как тогда их называли, обучали детей и взрослых в школах дневных и вечерних, в цехах, на курсах, на семинарах. 1 августа 1937 года было принято обращение ко всем учителям школ Марбумкомбината по обучению взрослого населения, рабочих МБК. До1937 года она работала в начальной школе № 2 в районе Древкомбината учительницей начальных классов. В 1937 году был арестован. Ольга Христофоровна осталась с детьми Владимиром, Ольгой, Георгием. Её уволили, лишили жилья, арестовывали и допрашивали. В 1941 году она поступила работать в школу № 5. Класс, в котором она работала, был из 44 человек. На основании ведомости успеваемости и посещаемости учащихся 2 В класса, можно сделать следующие выводы: учитель должен был не только обучать грамоте детей, но и проводить различные беседы с учащимися, с родителями, в том числе и на антирелигиозные темы. При такой значительной численности учащихся в классе, было, только пять неуспевающих. На основании приказа от 8 января 1941 года, можно сделать вывод, что повышение грамотности учителей продолжалось и в годы войны, ежедневно по два часа. 
  Жена брата дедушки Морскова Людмила Францевна представила нам документ о реабилитации Никиты Михайловича, о его смерти, справку о зарплате, постановление о выселении. Эти документы прислали после многочисленных запросов в 1956 году моего дедушки Морскова Владимира Никитича. Из рассказа Морсковой Людмилы Францевны я узнал, какую тяжелую жизнь прожила моя бабушка Ольга Христофоровна. Когда реабилитировали мужа, ей предлагали дом в Козловке вернуть по суду, так как после ареста Никиты Михайловича в нем заседал райисполком, но она отказалась, не желая ворошить прошлое. А какие письма она писала на фронт детям Владимиру и Георгию, ласковые, благословляющие их на служение и просила простить, что не могла их проводить. Одно из писем представлено в приложении, от старости оно порвалось по линии сгиба, но содержание читается легко.
Последнее время она жила в семьях своих детей, но мало рассказывала о прошлом. По рассказам Людмилы Францевны, прабабушка начала работать учительницей с 17 лет сначала в Беловолжске, затем в Козловке и с 1930 года в селе Лопатино до ареста мужа. Значит, стаж к тому времени был 27 лет и 2 года с 1941 по 1942 год. Всего 29 лет, потом она воспитывала внуков. Умерла она в 1977 году на 84 году жизни от атеросклеротического кардиосклероза. Похоронена она на Старом Волжском кладбище вместе с дочерью и зятем, со Стариковыми. 
У жизни есть начало и конец, а между ними огромное пространство - жизненный путь. Длина этого пути разная. У каждого свой выбор. Огромным жизненным пространством для моего дедушки и его сестры стала школа. Свой трудовой путь он начал в поселке Лопатино (ныне город Волжск) в школе Марбумкомбината (ныне школа № 5). Биография школы начинается с 30-х годов.
Итак, мой дедушка Морсков Владимир Никитич. В личном деле, которое сохранилось в архиве, его автобиография такова: «Родился 9 января 1922 года в деревне Козловка Чувашской АССР, в семье служащего. В 1930 году семья переехала в поселок Лопатино. Скупые биографические строчки умалчивают о суровых 30-х годах, о времени репрессий. Отец его, мой прадедушка, Никита Михайлович, родом из священников. В Лопатино работал адвокатом. Адвокатская контора располагалась в районе Древкомбината. Можно только догадываться о причине ареста, документов не сохранилось. Подъехал черный фургон, и без суда и следствия Никиту Михайловича арестовали. После долгих переписок с разными инстанциями Владимир Никитич получил ответ от прокурора Марийской АССР от 22 мая 1956 года, что отец посмертно реабилитирован. Я же узнал, что мой прадед был расстрелян 3 октября 1937 года, из книги «Трагедия марийского народа», которую создало общество «Мемориал».
А что, значит, быть сыном репрессированного? Теперь мы знаем об этом из уроков истории, из книг, из фильмов, но больше всего из рассказов родственников. С детьми, так называемых врагов народа, переставали дружить, общаться. Они были изгоями. Владимир Никитич, будучи в 9 классе комсомольцем, работал в пионерском отряде вожатым. На комсомольском собрании с него сорвали галстук и исключили из комсомола. Об этом мне рассказал мой папа, а он узнал от дедушки. И еще мне рассказала учительница Жирнова Лидия Георгиевна, а ей об этих тяжелых событиях поведал одноклассник дедушки Липец Лев Яковлевич. Он наш частый гость в музее. 
Долгое время эта тема была запретной, и прабабушка об этом не рассказывала детям. А когда пришло время, что можно было говорить на эту тему, не стало прабабушки. А Лев Яковлевич Липец и сегодня не все рассказывает. Как все-таки глубоко засел страх в людях, живших в сталинское время.
Многодетная семья после ареста отца в трехдневный срок была выселена из квартиры. Об этом я узнал из сохранившегося извещения, которое получила семья Морсковых в 1937 году. Семью приютила немка Поволжья, но из родственников моих никто не помнил ее фамилию. Сначала мне сказали, что это была учительница нашей школы Реймер Маргарита Федоровна, но выяснилось, что она тоже пострадала, муж был арестован. Затем мы узнали от нашей родственницы Морсковой Людмилы Францевны, что эта женщина работала в горторге, что у нее были сын Отто и дочь Ирма, что жила она на улице Октябрьская в собственном маленьком домике. Начались поиски. Опросил десятки людей. Лидия Георгиевна помогла обратиться в общество немецкой диаспоры. Его возглавляет учительница Жаркова Фаина Федоровна. Она нам дала несколько адресов. И вот мы узнали, что это была Эммер Полина Николаевна. Она и ее дети давно умерли. Так вот она разделила горе Морсковых, мужа ее тоже арестовали. Морсковы и Эммеры жили вместе. Прабабушку уволили с работы. Реймер Маргарита Федоровна, учительница немецкого языка нашей школы посоветовала поступить моему дедушке на курсы по подготовке учителей начальных классов при Кузнецовском педучилище. Она заметила в шестнадцатилетнем пареньке талант- умение работать с детьми в пионерском отряде. Об этом мне рассказала племянница моего дедушки Старикова Елена Александровна, ей внучка Реймер Маргариты Федоровны – Ольга Брониславовна. Учеба продолжалась с весны по август 1938 года. Владимир Никитич стал учителем начальных классов в школе № 5. Летом 1939 года дед экстерном закончил Йошкар–Олинское педагогическое училище и поступил заочно в Марийский педагогический институт, продолжая работать в пятой школе в качестве географа. Об этом я узнал из Автобиографии, написанной 8 ноября 1948 года. Его ученики были чуть помладше своего учителя. Так закалялся его характер, но он не ожесточился, а общение с детьми приносило ему радость. Его первые шаги на учительском пути отмечались успехами. Ему доверяют организационные дела, свидетельством тому является приказ № 58 по школе от 29 января 1941 года «Назначить членом комиссии для проведения художественной школьной олимпиады и выставки детского творчества Морского В.Н..» Директор школы Халиуллин Иван Харитонович. Ему поручают проведение новогодних елок, он заместитель председателя новогодней комиссии, старший пионервожатый, организатор трудовых дел. Протокол № 56 от 7 августа 1941 года. Заседание исполкома Волжского горсовета депутатов трудящихся содержит решение об утверждении Морскова В.Н. заведующим отделом народного образования с 8 августа 1941 года в связи с призывом в Красную Армию зав. Гороно Соколова И.Ф. (смотри документ)
Наступили суровые сороковые военные годы. Волжане уезжали на фронт. В это время село Лопатино уже переименовано в город Волжск. Владимира Никитича война застала в в пионерском лагере на озере Таир. В это время в городе был создан штаб МПВО, начальником был назначен директор школы № 5 Халиуллин Иван Харитонович. При штабе назначены начальник связи и оповещения, охраны и порядка, пожарной охраны, химической службы, аварийно – восстановительных работ, санитарной службы, ветслужбы, убежища и светомаскировки (Протокол Исполкома Горсовета № 54 от 16 июля 1941 года). Морсков В.Н. возвратился из лагеря в школу и был назначен командиром пожарной охраны.
Созванный 7 августа 1941 года, Исполком горсовета утверждает правила поведения населения и обязанности администрации во время воздушного нападения противника на город, обязанности граждан и руководителей по противовоздушной обороне. На этом же заседании Исполкома Морсков В.Н. утверждается завгороно (протокол № 56) Ему было 19 лет. К концу 1941 года он вновь возвращается в школу (приказ по гороно за № 110 от 29 декабря 1941 года). Он старший пионервожатый, учитель географии, классный руководитель. По решению горсовета участвовал в рытье щелей-укрытий, выполнял указания администрации по круглосуточному дежурству, работал на заготовке дров, следил за перебойной работой кочегарки, выполнял обязанности пожарной охраны (Приказы по школе № 188 от 10.11. 1941 года, № 189 от 20. 11. 1941 года)
Мой дед желал добровольно уехать на фронт, ходил и писал заявление на фронт. Об этом мне рассказала тетя Морскова Людмила Владимировна. В марте 1942 года деда отправили на фронт. В августе 1943 года в составе западного фронта был наводчиком и корректором ТВО 236 ГАП, затем командовал взводом 70 гв. ПА ККТ. С октября 1944 года по 9 мая 1945 года участвовал в военных действиях в Восточной Пруссии. С августа 1946 по октябрь 1946 года – в Монгольской Народной Республики Маньчжурии, Корее. Род войск – артиллерия. Был легко ранен, контужен. Об этом я узнал из автобиографии, которую Владимир Никитич написал 8 ноября 1949 года. За мужество и отвагу, проявленную в боях, Владимир Никитич награжден Орденом «Красная Звезда», медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги». Медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» и нагрудным знаком «Отличный артиллерист». Получил 12 благодарностей от товарища Сталина. Эти награды хранятся в нашей семье 
За время отсутствия Морскова Владимира Никитича на работу в пятую школу была принята его сестра – Морскова Ольга Никитична. (Приказ № 2 от 17 августа 1943 года по школе) «На основании приказа по гороно за № 58 от 16 августа 1943 года назначить преподавателем географии в 5-7 классах Морскову О.Н., которая обязана приступить к работе в начальной средней школе № 5 с 20 августа 1943 года»
Приказом по школе за № 20 от 27 декабря 1943 года она назначена старшей пионервожатой. В январе 1944 года приняла участие в семинаре вожатых, а в апреле 1944 года участвовала в работе Пленума Обкома ВЛКСМ. К первому мая готовила пионерские отряды к смотру дружины. Приказом за № 60 от 6 июня 1944 года в связи с окончанием учебного года ей была объявлена благодарность, и она была премирована блузкой и носками. Видно в годы войны денежные премии не давали. По итогам учебного года в приказе по школе от 23 июня 1945 года отмечалось, что Морскова Ольга Никитична так умело, строит свои уроки, дает прекрасные знания учащимся, что выявилось на экзаменах и испытаниях и премируется платьем.
Приказ № 45 по школе от 1 марта 1946 года гласит:
1) На основании приказа гороно № 13 от 1 марта 1946 года от преподавания географии 4-7 классов освободить Морскову О.Н., оставив за ней только черчение
2) Уроки географии передать бывшему географу, демобилизовавшемуся Морскову В.Н., и поручить вести ему рисование в 4-5 классах и назначить классоводом.
Так, Морсков Владимир Никитич, которому до войны «пришивали» ярлык сына «врага народа», возвратился с фронта победителем и с наградами. Он истосковался по мирной жизни, по школе, географию теперь он знал не только по книгам, но и по тем дорогам, по которым прошел с боями. Учитель-солдат жаждал мирной работы. Началось его быстрое восхождение по служебной лестнице.
Март 1946 года – преподаватель географии семилетней школы № 5
Сентябрь 1948 года - завуч по начальным классам, учитель географии средней школы № 6
Апрель 1950 года – назначен завучем старших классов средней школы № 6. К этому времени он заочно окончил Казанский пединститут, сдав за полтора года 62 экзамена.
Октябрь 1951 года – переведен директором средней школы № 6.
Август 1953 года – при школе № 6 назначен заведующим консультпунктом заочной средней школы.
Март 1960 года – назначен директором Волжской школы-интерната.
Февраль 1962 года – переведен заведующим Волжским РОНО (приказ № 9 министра просвещения Марийской АССР от 12 февраля 1962 года)
Январь 1963 года – Заведующий Волжским городским отделом народного образования.
Май 1963 года приказ министра о назначении директором вновь открывающейся средней школы № 12
Сентябрь 1964 года – Заведующий Волжским городским отделом народного образования.
Август 1966 года – назначен помощником директора по учебно-воспитательной работе в школу рабочей молодежи № 3
Август 1971 года – назначен директором Школы рабочей молодежи № 1
44 года отдано школе – от пионервожатого, учителя начальных классов, завуча старших классов до директора, завгороно – таков педагогический путь Морскова Владимира Никитича. С особой теплотой он вспоминает годы работы в средней школе № 6 
  «В средней школе № 6 Города Волжска я прошел путь от ученика до директора. Несколько слов о том периоде, когда мне довелось руководить этой школой. Условия были очень трудные, работали в три смены. Уроки 40 минут, перемены 5 минут. Перерыв между сменами 20-30 минут. В эти годы внедрялась политехнизация. Нужна была база - мастерские. Министр лесбумпрома т. Кудрявцев А.И. выделил один дом ДЩ-51, а Министр Просвещения РСФСР Е.И. Афанасенко выделил средства. Дом собрали хозяйственным способом, за что я получил первый строгий выговор. Большой и дружный коллектив работал много и хорошо. Андрей Михайлович Чурин, Петр Николаевич Янчев, Елизавета Николаевна Прокимнова. Четвертая пятилетка пришла после 6-й школы. Много и с отдачей работал я в народном образовании города, но годы, прожитые в школе № 6, я считаю лучшими годами моей жизни» так писал В.Н. Морсков 1987 году.
  Из письменных воспоминаний дедушки меня особенно удивил такой факт из школьной жизни того времени: «Одной из новых форм воздействия на неуспевающих старшеклассников было прикрепление к ним первоклашек и второклашек. Малыши брали «на буксир» выпускников. Они следили за посещаемостью и успеваемостью. Все мелочи сообщали родителям. Дед писал, что один огромный юноша по фамилии Доцник взмолился в кабинете: «Что хотите, сделаю, и двоек не будет, только уберите от меня эту «малявку». Три коротких звонка в школе означал, что все старосты должны быть в кабинете директора. Ходили на уборку парка без классных руководителей. Три-четыре преподавателя вывозили на уборку картофеля до 300 человек. Первая премия – по арбузу, вторая – ведро моркови на класс. 40 ведер на ученика – дневная норма уборки картофеля. Девятые классы работали в городе, зарабатывая на выпускной вечер».
 Очень много о своем дедушке я узнал от ветеранов педагогического труда, среди них - Головенкина Галина Андреевна, она не только ветеран труда, но и участница Великой Отечественной войны. 
«На педсоветах Владимир Никитич о каждом учителе говорил только хорошо. От него исходило такое благородство, что плохо работать было стыдно. Всегда напоминал, чтобы никогда не унижали учащихся. «Дайте им крылья, чтобы они взлетели». Учил учителей точности. Педсоветы, собрания, например, начинались в 7 часов 58 минут или 14 часов 1 минута. Строгость, справедливость и порядок во всем. Посещая уроки, где были контрольные диктанты, писал их сам, просил проверить и поставить оценку. Учителя-ветераны помнят его подтянутым человеком в военной форме. Ничто не ускользало от его пронзительного взгляда. Это все создавало атмосферу надежности. Нам было в школе тепло, уютно, интересно» - вспоминает Галина Андреевна.
  Порой поражает, сколько дополнительных обязанностей возлагали на школьного директора, учителей, учеников. Вот такой пример: «Власти приняли решение: помочь колхозам в разведении птиц и кроликов. Сначала их выращивали в школьных мастерских, но животные гибли. И тогда директор обратился к ученикам, чтобы ребята вырастили животных дома и отдали в близлежащие колхозы. Об этом я узнал из воспоминаний Павловой Генриетты Михайловны, ученицы Морскова Владимира Никитича.
  Несмотря на то, что наша провинциальная школа находилась далеко от центра страны, школа жила событиями страны. 
5 марта 1953 года – эта дата для нас ничего не значит. А для людей того времени - эта дата о многом говорит. Мой дедушка на школьной линейке сообщил о смерти И.В.Сталина
Все дети приняли это как величайшее горе, в том числе и мой дед. Почему? ведь Сталин так много бед принес многим семьям и в том числе и семье моего деда? Наверное, мне это не понять. Об этом дне рассказала Жирнова Лидия Георгиевна, учительница истории нашей школы. «Вернувшись в классы, дети, склонив головы на крышки парт, рыдали. А наш директор Шестаков Геннадий Яковлевич с другими мальчишками после линейки сбежал из дома, чтобы поехать в Москву на похороны Сталина. В Зеленом Доле их ссадили и привезли домой».
О своем дедушке я узнавал и из газеты «Волжская правда». В статье «Сорок лет спустя» было написано, что Морсков Владимир Никитич строгий и справедливый. Его уважали и побаивались в школе все без исключения. Попасть на кожаный диван в кабинете директора считалось для провинившихся учеников самым тяжким наказанием. Порядок в одной из лучших школ республики, был, что называется, железным. В статье помещена фотография, на которой мой дед – классный руководитель и подпись, что фотография 1944 года, но это ошибка, так как дед вернулся в школу только в 1946 году.
О том, как работал Владимир Никитич, свидетельствуют ведомости выписки из отчетных докладов на сессии горсовета. Из документа прочтенного на сессии Волжского городского Совета депутатов трудящихся 25 июля 1952 года заведующей гороно Лоскутовой Тамарой Алексеевной я узнал о том, что у моего деда не было неуспевающих, а из 120 учеников 89 человек учатся хорошо и отлично. Он встречался со школьниками и тогда, когда ушел на заслуженный отдых, был почетным пионером нашей школьной дружины.
Мне был всего один год, когда его не стало. Он умер в 1990 году от нарушения мозгового кровообращения. Похоронен он на Волжском кладбище. На памятной плите высечены цифры: 1922-1990гг. Это годы его жизни.
В школе он познакомился с моей бабушкой – Пятуниной Верой Ивановной. Они поженились после войны. Моя бабушка родом из Нижегородской губернии. Ее родители крестьяне, православные: Пятунин Иван Михайлович 1904 года рождения и Пятунина Ольга Алексеевна 1903 года рождения. Когда им было по 18 и 17 лет, они поженились, повенчались. Ивану Михайловичу выделили надел. И было это там, где сходятся Сура и Волга: Лысая гора называется. Недалеко от того места течет речка Гремячка. В селе Воротынец и обосновались мои предки. И родились в этой семье четыре дочери: 
1.Зоя Ивановна (замужем Якимова) жила в Лысково, учитель истории (смотри родословную)
2.Римма Ивановна (замужем Богомыслова) тоже учитель истории
3.Евгения Ивановна Пятунина (окончила Марийский педагогический институт, работала в партийных органах, обучившись в партийной школе в Москве). Она единственная осталась в живых, и мы ездим к ней в гости в Воротынец
4.Вера Ивановна, моя бабушка, 1924 года рождения. Учитель географии, закончив Марпединститут. В пединститут ее увлекла старшая сестра Зоя Ивановна. Вера Ивановна в Волжск приехала после окончания Марпединститута по распределению. Марийский педагогический институт в те годы располагался в Козьмодемьянске. Приехав в Зеленый Дол, она долго не могла доехать до места назначения. В 1946 году многие не знали города Волжска. Когда она обратилась к начальнику вокзала в Зеленом Доле, огорчившись, что никто не может ей подсказать, где Волжск, начальник рассмеялся: «Ты бы спросила, где Лопатино, тебе бы ответили быстро». Устроилась она сначала географом в вечерней школе, а потом в нашей 5 школе. И проработала до 1974 года, до ухода на пенсию. Стаж ее работы - 32 года. В школе она вела большую общественную работу: занималась с безграмотным населением, возглавляла комиссию по подготовке к юбилеям и красным праздникам, составляла интересные сценарии к новогодним вечерам. Ее назначали ответственной за спортивные соревнования на приз газеты «Пионерская, правда». Много труда она вкладывала в оформление географического кабинета. Делала она по приказу № 144 от 11 августа 1948 года. С учащимися бабушка много путешествовала, отправлялась с ними в дальние поездки и походы. Неслучайно, она была в школе организатором туристско-краеведческой работы.
 Старые учителя говорят, что она была великой труженицей. 
  Поражают результаты экзамена по географии, проведенного 9 июня 1949 года. Сдавало 29 человек. Из них на «5» - 14 человек, на «4» - 13 человек, на «3» - 2 человека. Или тогда детям училось легче, а может, учителя учили лучше? За высокие показатели Пятунина Вера Ивановна награждалась грамотами гороно и получала благодарности.  
  Бабушка и дедушка построили большой дом. Этот дом был очень близко к лесу. Вырастили сад. Очень жаль, что мне не довелось ее видеть живой. И узнал я ее только по рассказам родителей, учителей, да по фотографиям. Умерла моя бабушка от сердечной недостаточности в 1985 году, раньше моего дедушки. Похоронена она на старом Волжском кладбище, а дедушка на новом. Сначала хотели похоронить, где ее родители, в селе Воротынец, но передумали. Годы ее жизни 1924-1985.
  Сестра нашего дедушки тоже географ - Морскова Ольга Никитична, 1920 года рождения, крещеная, православна. Её биография подобна биографии брата. Та же Козловка, те же Волжские берега. Училась Ольга Никитична там же, где ее брат: Козловская школа, вторая Лопатинская, и школа Марбумкомбината (ныне пятая). Об истории школы выпускница написала эмоциональное стихотворение:
Посвящение.
Здравствуй, первая школа Волжска!
Школа радости и тревог.
Не детьми, а десятиклассниками
Мы вступили на твой порог
И не Волжск то был, а Лопатино,
Семилетка, да клуб МБК!
Восьмиклассниками разбрелись тогда
И учились кое-где пока.
Жили мы почти как туристы:
Кто в Козловку, а кто в Паратск
Года два нашу школу строил
Марбумстроя рабочий класс
На поляне, за лесом выросла,
Словно лебедь, чиста, бела.
Ну а осенью, как положено,
Детвора учиться пошла
Долго думали, мало строили,
Открывать десятый класс?
Но решили: откроем все-таки,
Набралось тогда восемь нас
Много радости школа средняя
Принесла новизной своей
Не забудем до старости
Милых сердцу учителей
Да, товарищи, удивительно
Школа помнится, как вчера,
Не забыть нам уроки школьные,
Танцевальные вечера.

Выпускница 1937 года Морскова Ольга.
«Здравствуй, первая школа Волжска!» Первая не по номеру, а потому что она была первая средняя школа в городе. В ней же после окончания она работала секретарем и библиотекарем. Далее учеба в Марпединституте, факультет русского языка и литературы. Окончив институт, по направлению работает в Сернурской школе. В 1942 году – возвращение домой: брат на фронте, больная мать. 1943 год - географом назначена в школу № 5. Языковед - по образованию, географ - по призванию. Вот такие они, Морсковы: он и она, брат и сестра, и непременно, от вожатства, учительства до директорства.
1946 год – завуч средней школы рабочей молодежи
1951 год - директор средней школы рабочей молодежи
1953 год – учитель русского языка и литературы школы № 9
1956 год – завуч школы № 9
1958 год – директор школы № 9
1977 год – пенсионерка, принята географом в школу № 9.
В аттестационном листе – ее характеристика. В воспоминаниях коллег Ольга Никитична – щедрой души человек, неутомимый педагог, мобилизующая личность на выполнение поставленных задач перед коллективом, справедливая, строгая добрая. О ней с любовью вспоминает Кибардина Александра Степановна (смотри приложение)
Начала работать Ольга Никитична с 1938 года. Общий стаж ее работы 42 года. Последнее время Ольга Никитична тяжело болела. Умерла она от ракового заболевания в 1987 году. Годы жизни 1920-1987. Она похоронена рядом с матерью на старом Волжском кладбище. Есть поговорка: «Все дороги ведут в Рим». А я скажу так: «Все дороги ведут в пятую школу».
Надо же так случиться, что Ольга Никитична встретила свою любовь в пятой школе, как и Владимир Никитич встретил здесь мою бабушку, Веру Ивановну.
  Это был молодой человек, вернувшийся с войны танкист, лейтенант, учитель русского языка и литературы – Стариков Александр Степанович. Родом он из Нурлатского района Татарской АССР. Год рождения 1920, учился в Нурлатской школе. Родители занимались тяжелым крестьянским трудом, вели домашнее хозяйство. И год у них один и тот же с Ольгой Никитичной, и тоже он крещеный, православный. Он родился в многодетной семье, где было десять детей. В 1944 году отец большого семейства, раненый, демобилизовался с фронта, и все переехали из Нурлатского поселка в город Волжск. В 1946 году Александр прибыл в Волжск с фронта, в армии он находился с 1940 года. Конечно по крови они уже дальние для нашей семьи, но было между ними такое родство душ и сердец. Жизнь этих двух пар невозможно отделить друг от друга. Наша семья и сейчас общается со Стариковыми. Передо мной лежит копия его трудовой книжки. В ней записи:
1939 год - принят на работу учителем русского языка и литературы в деревню Бексерь Татарской АССР.
1940 год – освобожден в связи с призывом в РККА
1940-1946 год – служба в РККА
Январь 1946 год – принят на работу учителем в семилетнюю школу № 5. В это же время учится заочно в Казанском учительском пединституте (1946-1949) (смотри документ)
1946 - 1951 годы – заведующий гороно и по совместительству работает в школе № 5 (смотри документ)
1951 - 1981 годы – директор Детского Дома Культуры, Дома Пионеров
30 лет проработал в пионерии. Всего педагог проработал 42 года. 
Рассказывает его дочь Елена Александровна, 1950 года рождения, тоже учитель педагог дополнительного образования, окончила музыкальное училище имени Палантая, заочно исторический факультет, сейчас работает в Доме детского творчества. Она училась в бывшей школе № 6, где директором был ее дядя – Морсков Владимир Никитич.
«За годы его руководства Дом пионеров был центром организации досуга детей и развития их интересов. Турпоходы, праздники, вечера, массовые игры, слеты, семинары, десятки кружков – через эти формы внеклассной работы прошли тысячи детей. Он стоял у истоков детского движения, когда популярны были тимуровские отряды, отряды полезных и добровольных дел. Многие годы в летние месяцы Александр Степанович был начальником пионерского лагеря имени Вали Котика на озере Яльчик (смотри фото). Он был автором рассказов, очерков, повестей. Героями его произведений являлись люди, окружавшие его жизнь. Многие годы Александр Степанович вел шахматный кружок. Это увлечение он сохранил до конца своих дней. Многие из его юных воспитанников становились призерами республики. Это был интеллигентный талантливый и добрый человек, он дарил тепло души детям, окружающим его людям, его оптимизм передавался тем, с кем он общался». Вот так с любовью вспоминает о нем его дочь Калабина - Старикова Елена Александровна. Стаж ее работы 37 лет. Учила музыки, а сейчас ведет искусствоведческий кружок, методист дополнительного образования.
 Я помню Александра Степановича, когда еще был маленьким. Мы с папой ходили на стадион. Там устраивали шахматные соревнования. Я тоже пробовал переставлять шахматные фигуры. Было мне 8 лет, когда он умер. Это был 1997 год. Похоронен он на Старом Волжском кладбище вместе со своей женой.
Его брат, Евгений Степанович, учитель, историк, наш частый гость в школьном музее. Он родился в 1936 году в Нурлатском районе Татарской АССР. После переезда в 1944 году живет в городе Волжске. Учился в начальных школах № 8 и № 2, в средней школе № 4. Окончил музыкальное училище в городе Йошкар-Оле в 1961 году и начал работать учителем Волжской музыкальной школы по классу баяна. С 1963 года – директор музыкальной школы и посей день. С 1966 по 1971 год заочно окончил Марпединститут, исторический факультет. Стаж работы 43 года.
Родословная Стариковых тоже богата учителями. Из многодетной их семьи четверо было учителей, а сколько еще детей, внуков, племянников. У Евгения Степановича жена Лидия Григорьевна была учителем музыки, дочь тоже пошла по стопам родителей.
Так переплелись две веточки: Морсковы-Стариковы в нашем огромном родословном древе. 
Нам нравится ходить в гости к моей тете, папиной сестре – Морсковой – Анохиной Людмиле Владимировне. Она родилась в городе Волжске в 1947 году, крещеная, православная. Окончила школу № 5 и поступила учиться в Марийский педагогический институт. В 1969 году стала работать в школе № 4 учителем начальных классов. Почему она стала учителем? Да потому что из рода учителей: родители ее мои бабушка и дедушка – учителя. Людмила Владимировна вспоминает: «Часто проснувшись ночью, мы видели отца склонившегося над тетрадями и книгами. Я не играла в школу, не давала уроки куклам, но рано узнала, что быть учителем – это, прежде всего много трудиться».
Людмила Владимировна – Заслуженный учитель Республики Марий Эл, учитель высшей категории, имеет значок «Отличник народного образования». В 1995 году она участвовала в конкурсе «Учитель года» и стала победительницей этого конкурса. Вот какую оценку дала член жюри конкурса Кузнецова Алевтина Ивановна: «Людмила Владимировна прекрасно провела урок. Дети активны и воспитаны. Она разработала четкую концепцию воспитания и обучения детей, продемонстрировала высокую интеллектуальную культуру». Она хорошо поет, танцует и занимается спортом. Прекрасная мастерица в кулинарном деле и, как артистка, декламирует! Вот ее стихи:
«Урок, как памятная встреча –
Она волнует всякий раз.
Приходишь в класс – тебе на встречу
Живое пламя детских глаз.
В них и внимание, и тревога,
И смелый вызов и задор.
С чего начать? Какой дорогой
Вести ребят в большой простор»
Завуч школы Пономарева Фаина Владимировна вспоминает: «Каждый сентябрь она возвращается полная новых замыслов и планов. Ни одна новинка не ускользает от нее, ни одна статья нового журнала не останется без внимания». 
Воробьева Ирина Вячеславовна, завуч школы № 4 , рассказывая о Людмиле Владимировне, заметила, что умение в каждом ученике увидеть ту заветную искорку, которая таится в детской душе – это «анохинская изюминка», а я бы добавил «изюминка Морсковых». Вот уже 35 лет трудится Людмила Владимировна в школе. Ее сын, мой двоюродный брат, Анохин Денис Валерьянович, учится в Москве в аспирантуре, а сноха Ольга Анатольевна работает в Москве учительницей начальных классов, так что еще одна веточка протянулась от учительских корней Морсковых.
У моего деда кроме дочери Людмилы Владимировны, есть сын – Владимир Владимирович, это мой отец. Он инженер кампании Волгателеком в городе Волжске. Он не стал учителем не пошел по стопам своих родителей, но жена у него непременно учительница- моя мама Коварина – Морскова Людмила Петровна
Её родина – тоже наши Волжские берега. Её родители: Коварина Нина Федоровна и Коварин Петр Николаевич, связавшие свою трудовую деятельность с сельским хозяйством (бабушка-агроном, дедушка-механик) передали ей любовь к природе. Мама крещеная, православная, рожденная в 1960 году, ещё учась в школе, сочиняла стихи. И потому после окончания школы – только литературный филологический факультет. Училась мама в Марийском педагогическом институте. Активная участница студенческой редколлегии молодежной газеты. Активно принимала участие в студенческих фестивалях. Читала доклады в научном студенческом обществе. Увлекательно работала в пионерском отряде на практике. Моя мама стала учительницей русского языка и литературы в средней школе № 4. Маму, как активистку, грамотного организатора, в 1985 году пригласили в горком комсомола, в отдел руководства пионерским движением и школьным комсомолом. Поэтому ей пришлось оставить работу в школе. Она вспоминает этот период с большим удовольствием, было много встреч с интересными людьми, много поездок, выступлений, организация семинаров, , учеба комсомольских вожаков. Здесь совершенствовались ее организаторские способности. Шли годы, менялись события. Исчезла страна Советский Союз. Детское молодежное движение и организации стали разрушаться. А маме пришлось искать другую работу. Уже одиннадцатый год она трудится в профессиональном училище № 5. Здесь учат строительным профессиям. Мама рассказывала, что в профессиональном училище молодежный контингент разнообразный. Приходится учить и условно осужденных, и неуправляемых, и дерзких, и умных, и талантливых.
Когда мы идем по улице все вместе, мама не успевает отвечать на приветствия молодых людей. Ее многие узнают и знают, есть среди них и молодые учителя ее воспитанники. И она разделяет с ними радости первых успехов. За труд у нее есть грамоты горкома комсомола и министерства. Она учитель первой категории.
 
Педагогический стаж династий Морсковых – Стариковых.
  1.Морскова Ольга Христофоровна- прабабушка.
Учительница начальных классов, русского языка и литературы.
Стаж 29 лет. С 1910- 1937гг., с 1941-1942гг.
2.Морсков Владимир Никитич- дедушка.
Вожатый, учитель начальных классов, учитель географии, завуч, директор, завгороно.
Стаж 42 года. С 1938- 1980гг.
3.Пятунина Вера Ивановна- бабушка
Учительница географии.
 Стаж 32 года. С 1942- 1974гг.
4.Морскова - Старикова Ольга Никитична
сестра дедушки. Учительница русского языка, литературы, географии, завуч, директор.
Стаж 42года. С 1938- 1980гг.
5.Морскова – Анохина Людмила Владимировна- тетя, сестра отца. Учительница начальных классов. 
Стаж 35 лет. С 1969 по настоящее время.
6.Морскова Людмила Петровна- мама. Учительница русского языка и литературы.
Стаж 22года. С 1982 по настоящее время.
Общий стаж династии Морсковых 202 года.

Династия Стариковых
1.Стариков Александр Степанович- муж сестры дедушки.
Учитель русского языка и литературы, директор Дома пионеров. Стаж 42 года. С 1939- 1981гг.
2.Стариков Евгений Степанович-учитель музыки, истории, директор музыкальной школы. Стаж 43года. С 1961 по настоящее время.
3.Стариков Михаил Степанович- преподаватель, проректор Рижского института гражданской авиации. Работал да 75 лет. Стаж 52 года.
С 1941- 1993гг.
4.Стариков Анатолий Степанович- преподаватель, директор МЦБ техникума.
 Ста
» Форма входа

» Полезные ссылки

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz